Владислав Погадаев: мы создали свою «Комикс-Вселенную»
Насколько непросто реализовать себя в современном мире творческим людям – вы не задумывались над этим вопросом?
Казалось бы, что все шедевры написаны, темы подняты, сюжеты использованы.
Но это лишь не имеющее под собой оснований предположение. На самом деле и темы есть, и новые сюжеты нам диктует современная реальность. Нужно лишь желание творить. Причем настолько сильным должно быть это желание, чтобы и возможности для ее реализации находились, и результат трудов приносил удовлетворение. Кстати, польза от труда творческого человека, несомненно, должна быть моральная. Однако и без материальных стимулов далеко не уйдешь.
Сегодня мы обо всех этих предположениях беседуем с человеком, который успешно на протяжении многих лет реализует себя в творчестве. Его жанры, возможно, не совсем привычны большинству людей, но они востребованы.
Владислав Погадаев – музыкант, сценарист и один из основателей российского издательства комиксов «Molot Hardcorp». Издательство работает в разных жанрах, а комиксы Molot могут быть взрослыми, жестокими и весёлыми одновременно.
Сегодня Владислав проживает в Санкт-Петербурге, но его детские и юношеские годы прошли в Бузулуке Оренбургской области.
– Владислав, как появилась идея создавать комиксы?
– С детства я любил рисовать. С друзьями мы создавали на бумаге образы различных вымышленных персонажей. Делали это увлеченно, фантазийно. Созданные образы могли иллюстрировать какую-то выдуманную нами историю.
Вдохновляли нас, конечно, комиксы, которыми мы были увлечены с детства. Тогда в Бузулуке приобрести свежий выпуск журнала комиксов российского издательства было непросто. Помню, со школьными друзьями мы регулярно проходили все торговые точки в городе в поисках свежих изданий. Можно сказать, это был своеобразный квест, вознаграждением за который была возможности прочитать новую историю.
Позже я понял, что хочу контролировать сам процесс создания комиксов. Верил, что это мне по силам. К счастью, меня в этом поддержали и родители, и друзья.
Полноценно работать над идеей воплощения «Комикс-Вселенной» в России я начал в 2017 году. С моим партнером Ильей Левиным мы начали этот бизнес-проект. Выбрали направление с определенным возрастным цензом – 18+. Учились, работали над ошибками, творили и выдумывали.
– Расскажи немного о себе.
– Я родился и вырос в Бузулуке, там получил аттестат о среднем образовании. Продолжил обучаться в Самарском Государственном архитектурно-строительном университете по специальности «графический дизайн».
Университетское образование я забросил, поскольку понял, что это не то, чем в жизни хочу заниматься.
Сейчас живу в Санкт-Петербурге, основной доход приносит именно творческая деятельность. Это создание и выпуск комиксов, реализация различных проектов, реклама.
Сценарии, а в нашем проекте я занимаюсь непосредственно созданием сценариев, я пишу и для сторонних заказов. Несколько моих проектов отправлены для публикации за пределами России.
– Как появляются идеи сценариев? Расскажи о процессе создания нового комикса.
– Все идеи – это мой личный опыт. Все, что происходило в жизни, увидел в фильмах, прочитал в книгах, каким-то образом сепарируется, форматируется, и так рождается новый сценарий.
Процесс написания сценария всегда индивидуальный. У меня, признаюсь, нет определенного рабочего графика. Такого, привычного многим трудового дня, нет. Не люблю какие-то установленные рамки.
Так, идеи до последнего момента «держу» в голове. Чтобы их обдумать, выхожу гулять. Во время прогулки слушаю музыку и выстраиваю концепцию будущего проекта.
Этот процесс я называю «маринованием». Все должно созреть, пропитаться самым важным и «вкусным». И тогда уже можно приступать к написанию.
Кстати, могу новый сюжет подготовить за два вечера. Чаще всего меня «поджимают» сроки. Ведь для любого проекта установлен дедлайн. На это и ориентируюсь.
– Знаю, что ты сам с детства очень хорошо рисуешь. Почему не выступаешь в роли художника в своих произведениях?
– Я не рисую профессионально. Поэтому мой рисунок был бы слабым и не передавал всю драматургию. А комикс без драматургии, как и кино, попросту не будет работать.
Какой бы ни была история комикса – историческая, детская, приключенческая, ужасы – она подразумевает самую тесную связь текста и рисунка.
Чтобы проиллюстрировать сценарий профессионально, нужно очень много времени, именно поэтому я доверяю эту работу тем, кто делает ее хорошо.
У нас в штате нет постоянных художников, но мы работаем с фрилансерами. Есть определенная группа художников и колористов, с которыми отработали не один проект.
Кстати, в мире очень мало примеров, когда автор текста лично занимается созданием иллюстраций в комиксах.
– Сколько уже вышло изданий комиксов с твоим авторством?
– Нашим издательством уже выпущено более 20 комиксов. Есть и франшизные проекты.
Самый высокий тираж изданий – 5000 экземпляров.
Логистикой и маркетингом в нашем проекте занимается мой друг со школы Илья Левин.
– Нужно ли специально учиться, чтобы писать сценарии?
– Я думаю, что учиться нужно всему. Если же нет специального образования, следует иметь определенные навыки и знания.
Конечно, сценарист должен хорошо владеть языком, ведь любая мысль требует грамотной реализации.
Без желания и настойчивости тоже не обойтись. Впрочем, как и в любом другом деле.
Помимо этого, человек должен обладать аналитическим мышлением. Очень важно уметь анализировать всю полученную информацию.
Я, к примеру, разбираю все «по винтикам». В любом направлении. И если смотрю фильм, то я в первую очередь анализирую реплики героев, отдельные кадры, спецэффекты.
– Сколько человек трудится над созданием нового комикса?
– Это целая команда, более десяти человек. Так, я и Левин – администраторы проекта.
Мы приглашаем художников. Среди них те, кто рисует контуры и линии и колористы, которые окрашивают иллюстрации.
Работает также верстальщик, корректор, цветокорректор. В роли главного редактора выступаю я сам, но у меня есть помощник – редактор Алексей Ледаков. Это мой советник. Ведь, погружаясь в процесс создания, порой упускаешь какие-то мелочи. И здесь нужна работа редактора.
– Опиши сам процесс выпуска комикса.
– Это довольно длительный и трудоемкий процесс. Но если назвать основные пункты, то выстроится примерная цепочка.
Идея. Затем первое основательное обсуждение с командой. Расширенное, вольное описание сюжета, больше похоже на рассказ. Второе обсуждение с командой. Сценарий.
Потом начинаются бесконечные вычитки редакторами. Если потребуется, то рисуем концепт-арты персонажей и локаций. Опять вычитки, внесение правок в сценарий.
Раскадровка художника, эскизы страниц (мы называем это «Карандаш»).
Очередное утверждение всего нарисованного материала (на этом этапе работает чаще всего только сценарист и главный редактор).
Лайн страниц (черно-белый рисунок). Очередное утверждение всего нарисованного материала. Покраска страниц колористом.
Рисунок обложки, разработка дизайна вёрстки. Сама вёрстка.
Не забываем, что это всё нужно утверждать с командой или просто с главным редактором.
Вычитка корректором. Вычитка редактором и главным редактором, внесение правок в вёрстку.
Цветокоррекция. Вычитка главным редактором и другими членами команды. Сдача в печать.
А затем маркетинг. Им, как я раньше сказал, занимается Илья Левин.
– Какую литературу любишь?
– Я не очень люблю читать книги, поскольку для меня это «слишком растянутый» формат. Мне нравится сжатые тексты, много действия, поменьше рассуждений.
Конечно, я много читал в подростковом возрасте. Сегодня обращаюсь к книгам только в случае необходимости приобрести конкретные знания.
– Кто твоя аудитория? Поддерживаешь ли ты связи с читателями?
– Это взрослые люди в возрасте от 22 до 27 лет, в основном, мужчины. Непосредственное общение с читательской аудиторией происходит в соцсетях. Это широкое поле и для комментариев, и для отзывов.
Отзывы, конечно, бывают «всех расцветок» – от благодарностей до жесткого негатива. Последнего, кстати, с приобретением опыта стало очень мало. И я считаю, что это показатель определенной «планки качества», которую мы держим и совершенствуем.
Но я к любым мнениям прислушиваюсь. В том числе учитываю и отрицательные комментарии. Главное, чтобы они были конкретными, с основой и анализом моего творчества.
Конструктивная критика всегда способствует повышению мастерства.
Помню, наше первое издание «Голод» мы посчитали отличной работой. Но тогда на нас обрушилась лавина негативных отзывов. Многие, к слову, были по существу. Спустя 5 лет работы в этой сфере я и сам понимаю, что первый наш комикс был очень слабой работой. Но именно с него мы начали, поэтому все, что делаю, расцениваю как результат.
– Можешь рассказать о своих планах?
– Я не очень люблю планирование в привычном смысле этого слова. Мне больше нравится понятие идея.
Конечно, есть идеи и задачи. Первоочередная – продолжить пополнять нашу «Комикс-Вселенную».
Сегодня отрасль издательства испытывает сложности в связи с повышением цен на бумагу и полиграфическую продукцию.
Поэтому хочется попробовать себя и в другом направлении. Например, создавать сценарии для фильмов. А почему бы нет?
Оксана Церт.
Фото: Владислав Погадаев.